Опрос делегатов съезда, используется как «инструмент» для лучшего понимания себя, как объединения, и является хорошей возможностью сделать соответствующие выводы для развития стратегии будущего. При изучении результатов опроса можно «отфильтровать» хорошие желания, в которых желаемое выдается за действительное, и реалии, в которых мы находимся сегодня.
Понятно, что делегаты съезда не могут 100% представлять весь «колорит разнообразия», представляющий церкви ТО, но они представляют хорошую общую картину в целом. Подведение итогов опроса подготовил Сергей Пронин. Он применил научный способ обработки данных, что позволило расширить возможность изучения результатов по различным категориям, в том числе и по возрастным группам. В формате данной статьи я обобщу результаты ответов по общим направлениям заданных вопросов.
Первая группа вопросов направлена на выяснение влияния американской культуры и процесса ассимиляции последней волны иммиграции в США. На вопрос: «Слушаете ли вы проповеди известных американских проповедников?» только 22.6% ответили «нет», и 77.4% ответили «да». Это значит, что слушатель, который находится на богослужении в славянской церкви, легко может сравнивать стиль и уровень проповеди «славянского проповедника» с проповедью американского проповедника. Возможно большой процент слушающих американских проповедников, слушают перевод этих проповедей на русский язык, так как на вопрос: «Как хорошо вы знаете английский язык?» только 31.8% ответили «хорошо», и большинство делегатов отметили, что они знают английский язык «немного» (62.4%), да и Библию предпочитают читать на английском языке только 37.6%. Основная масса делегатов отдают предпочтение чтению на русском или украинском языках, даже после 15-30 лет иммиграции в США.
На вопросы, касающиеся жизни церквей в осознании необходимости служить всем поколениям, отмечается общий прогресс в росте понимания и действий в этом направлении. Так на вопрос: «Проповедуются ли экспозиционные проповеди в церкви?» 82.3% ответили «Да», что меня удивляет, так как я, посещая поместные церкви ТО, не часто слышу экспозиционные проповеди. Возможно, не все понимают значение слова – «экспозиционная проповедь». Но это отдельный разговор.
Очень большой процент участников анкеты отметили, что они участвуют в одной из малых групп церкви (71%). Возможно это объясняется тем, что делегаты, посланные на съезд, как правило, являются активными членами церкви, принимающими участие в жизни поместной церкви, и, в том числе, возможно, принадлежат к одной из малых групп этой церкви.
Вопросы, касающиеся первого и второго поколения церкви, открывают интересную картину. Вопрос: «Считаете ли вы, что ваша поместная церковь принадлежит не только вашему поколению?», подавляющее большинство ответило «да». (86.7%) Это значит преодолён эгоизм поколений. Слава Богу! На вопрос: «Общаетесь ли вы с представителем другого поколения (в зависимости от вашего возраста?)» 94.7% ответили «да». Это замечательно. В целом я вижу хорошую тенденцию роста взаимопонимания межу поколениями, а также понимание необходимости поддержки второго поколения представителями первого. Поэтому как результат этого, главные ответы на вопрос: «Что нужно для преодоления барьеров между поколениями?», главные ответы были:
- Общение (25.3%),
- Любовь (20%),
- Понимание (12%).
25.6% считают, что языковый барьер всё еще остается главной проблемой оттока молодёжи из славянских церкви. Возможно, это не касается тех церквей, которые имеют англоязычные служения, но и англоязычные служения теряют посетителей, если качество подготовки проповедников не соответствует ожиданиям молодёжи.
В вопросах необходимости поддержи и обучения лидеров второго поколения открывается в ответах на такие вопросы: «Видите ли вы необходимость рукоположения молодёжных лидеров на пасторское служение?» – 89.2% ответили «Да». Это значит при утверждении на служение лидера молодёжи мы должны смотреть на него, как на кандидата на пасторское служение на основании требований, которые предъявляет Апостол Павел в 1Тим.3 к духовным лидерам. Молодёжный лидер должен быть не просто «хорошим организатором», но и духовным лидером, несущим духовную ответственность. Высокие ожидания от молодежного лидера поддерживаются необходимостью его духовной подготовки. На вопрос «Поддерживает ли церковь его обучение?» 81.8% ответили «Да», и на вопрос «Готова ли церковь взять на содержание пастора после окончания семинарии?» 71% ответили тоже «Д». Хорошо видеть такой настой в отношении лидеров молодёжи в будущем, но на вопрос: «Обучается ли лидер молодёжи церкви в американской семинарии?» (в настоящее время), только 31.5% ответили «Да». Значит, предстоит найти и благословить на подготовку духовных лидеров ещё много, призванных Богом, молодых братьев.
Итоги опроса показали разные стороны взаимоотношений между поколениями, и они постоянно в развитии. Первому поколению нужно не упустить время и не потерять связь с представителями второго поколения, чтобы вовремя передать эстафету служения в руки молодых служителей, которые определенное время должны «бежать» вместе с представителями первого поколения. Благослови нас Господь в этом!
Президент ТОЦ ЕХБ, Иван Милеев